Визбор Юрий - Свой Голос
Юрий Визбор
Свой голос
Я никоим образом не теоретик. И никакими теоретическими
изысканиями не занимался. Я считаю, что мысль хороша тогда,
когда она является сама, и нет ничего печальнее навязывания
чужих мыслей. И еще один момент - общий и банальный: нет таких
мыслей и слов, которые сделали бы из непрофессионала -
профессионала, из плохого поэта - хорошего или из хорошего -
отличного. Это мое глубокое убеждение. И поэтому каких-то тайн
или откровений не ждите от меня, потому что я просто хочу
поделиться достаточно практическими, во многом дилетантскими
мыслями относительно того, что мы называем нашей песней или
самодеятельной песней и т.д.
Песня - очень маленький плацдарм. Чрезвычайно маленький.
Даже длинная песня очень мала. Средняя песня звучит две с
половиной минуты. Это крайне маленькая площадь - однокомнатная
с совмещенным санузлом. Поэтому населять ее густо мы не можем.
То есть мы можем о многом сказать. Но как жанр она диктует нам
в эту квартиру поселить одного-двух человек, для того, чтобы их
рассмотреть, чтобы была возможность с ними познакомиться. Я
говорю не о числе, а о моменте подробного рассмотрения души,
рассмотрения ситуации. Ситуация должна быть в определенном
понятии едина. Есть фильмы, которые проверяются очень нехитрым
образом. В документальном кино есть самый простецкий тест -
если можно рассказать, то это достаточно хорошая картина. Если
можно рассказать, значит, у нее есть начало и конец, она
конструктивно построена, значит, в ней что-то произошло, мы
смогли рассмотреть либо человека, либо какое-то явление жизни.
Отчасти это относится и к песне. Я говорю не о персонажах - в
песне их может быть очень много, а об интонации, о состоянии
души, о той внутренней нити, которая в песне находится, - она
должна быть одна, а всего остального может быть много.
Во что я верю? Я верю в не очень сложное высказывание
Тургенева о том, что талант - это подробность. Я сейчас работал
над произведением Теофиля Готье "Капитан Фракасс". Он очень
подробно описывает каждую пуговицу на камзоле, заплатку, локти.
Имеется в виду не такая подробность, а та, что нечто решает или
создает интонацию, состояние души поющего и пишущего.
Подробность, на которую опирается вся песня.
Посмотрите, как развивается замечательная песня Городницкого
"Кожаные куртки". Она развивается очень гладко. В
псевдоромантическом духе... Но "лысые романтики" - вот она,
подробность. Она совершенно не вписывается в этот
псевдоромантический круг. Она еще и правдива, потому что люди,
летающие на Севере, носят бесконечно шапки, и шапки эти - знаю,
потому что носил их немало лет, - вытирают головы. И молодые
люди - они лысые. Много лысых! Вы об этом знать не можете, но
слова "лысые романтики, воздушные бродяги" дают вам некоторое
новое качество, представление о правдивости происходящего. И
поэтому слова "девочки-невесты", которые ходят еще школьницами,
в нас рождают замечательное чувство, что жизнь еще не прошла...
Вот она подробность, как скрытое лицо песни.
...Мне кажется, когда мы сочиняем, занимаемся вообще
творчеством, перед нами так или иначе в той или иной степени
всегда встает вопрос нашей позиции. Нашей позиции в самом
широком смысле этого слова. Мы можем ставить вопрос о
гражданской позиции, хотя я хочу отметить, что слова
"гражданская позиция" очень часто носят, так сказать, смысл
вульгарной социологии. Гражданская позиция - это понятие
гораздо шире. Я лично придерживаюсь из двух позиций - адвоката
и прок